Механик-водитель танка, гвардии сержант Мария ОктябрьскаяПредседателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.
Москва, Кремль
3 марта 1943 г.
В боях за Родину погиб мой муж - полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои сбережения - 50 000 рублей. Танк прошу назвать “Боевая подруга” и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь Ворошиловским стрелком…
Октябрьская Мария Васильевна, г. Томск, Белинского, 31читать дальшеРодилась 16 августа 1905 года деревне Кият, ныне село Ближнее Красногвардейского района Автономной республики Крым Украины, в семье крестьянина. Украинка. Жила в городе Джанкое, окончила 6 классов. Работала на консервном заводе в Симферополе, затем стала телефонисткой на городской телефонной станции.
В Симферополе Мария Васильевна познакомилась с кавалеристом дивизии Г.И. Котовского Ильей Федоровичем Ряденко. Высокий, статный, он сразу понравился ей. В 1925 году молодые люди поженились и взяли себе новую фамилию - Октябрьские. Ни в чем не хотела Мария Васильевна отставать от мужа. Она много читала, училась, отлично стреляла из пулемета, нагана, умела водить машину. Мария Васильевна принимала активное участие в кружках красноармейской самодеятельности, с воодушевлением пела перед бойцами русские народные песни.
После гибели мужа Мария Васильевна решает продать все свои вещи и на эти деньги построить танк. Но этих денег не хватило, тогда она занялась вышивкой и трудом своим добыла недостающую сумму.
Два месяца, день за днем длилась упорная и кропотливая работа. Наконец, деньги были собраны и сданы в госбанк.
Томск. Марии Васильевне Октябрьской.
Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Иосиф Сталин.
Вскоре Мария Васильевна была направлена в Омское танковое училище, закончила его успешно. Наконец, наступил тот день, когда Мария Васильевна увидела свою "Боевую Подругу". Танковый завод представил в назначенный срок танки. Около боевой подруги на правом фланге стоял командир танка младший лейтенант Чеботько, рядом с ним , в комбинезоне и танкошлеме, механик М.В.Октябрьская. Слева от нее - пулеметчик Ясько, радист Миша Галкин. С этим экипажем Мария Васильевна пойдет на врага.
Был сентябрь 1943 года. На небольшой лесной поляне собрались гвардейцы на фронтовой митинг. Мария Васильевна попросила слово и вышла вперед. Никогда не говорила она с такой страстью, как сегодня:
"Дорогие друзья мои! Я горжусь тем, что буду воевать с ненавистным врагом в составе прославленного гвардейского соединения. Я знаю, каким должен быть солдат такого соединения. До границы Германии еще не так близко, но мы дойдем до нее. Мы дойдем до логова зверя и навеки отобъем охоту воевать против нашей страны. Клянусь вам, что экипаж танка "Боевая Подруга" не отстанет от вас. Буду громить фашистов, пока бъется мое сердце."
В первом же бою Мария Васильевна Октябрьская убедилась в отличных качествах своей машины. Командир батальона поблагодарил по радио экипаж "Боевой Подруги", поздравил с успешным выполнением боевой задачи. Боевое крещение получено. Фронт отодвинулся на запад. 14 ноября часть перебросили на новое направление, где сопротивление противника было особенно яростным. "Боевая Подруга" шла в первом эшелоне атакующих. М.В. Октябрьская видела, как под огнем её машины, спотыкаясь, падали фашисты. Танк стремительно мчался вперед. Вдруг "Боевая Подруга" содрогнулась и стала заворачивать в сторону. Снарядом искорежило часть гусеницы. Экипаж танка на поле боя решил исправить машину, что и было сделано. Впереди снова бой. Особенно запомнился своей яростью бой у совхоза "Крынки". Противник подтянул новые силы. Головные танки, в том числе и "Боевая Подруга", яроcтно отражали атаки противника, поджидая свою пехоту, которая была отрезана сильным пулеметным и артиллерийским огнем. Вечером в шлемофонах послышался голос командира батальона:
"Сражайтесь так, как сражаются танкисты "Боевой Подруги". Только за сегодняшний день экипаж славной машины уничтожил взвод гитлеровских бандитов."
Положение оставалось тяжелым. Подходил к концу сухой паек, кончились боеприпасы, началось наступление. Вместе со всеми рванулась к деревне за совхозом "Крынки" и "Боевая Подруга". Но только до первой траншеи суждено ей было дойти. Из засады в упор ударила немецкая пушка. Порванная гусеница танка безжизненно распласталась на снегу. Танкисты выскочили из машины. Октябрьская огляделась. В нескольких метрах догорал "фердинанд". Как ремонтировать танк под огнем, да еще правую гусеницу, открытую врагу? Надо иметь много самообладания и мужества, чтобы в таких условиях исправить танк, вывести его из-под огня и выполнить боевую задачу.
Мария Васильевна сняла с крыла запасные траки и спрыгнула на землю. Она не слыхала стонущего воя мины, а, может быть, и слыхала, но разве могло её это остановить? Раздался взрыв. И сразу Мария Васильевна почувствовала боль в левом глазу. Тут же боль отдалась в левую руку, в бедро. Она упала, потеряв сознание. С поля боя её вынесли на носилках. Это было 17 января 1944 года. На самолете Марию Васильевну доставили в Смоленск. Пожилой хирург осмотрел рану. Трудно что либо сделать. Осколок, пробив глаз, коснулся большого полушария мозга.
"Большая потеря крови. Общее состояние слабое", - отметила в карточке медицинская сестра. После операции Марию Васильевну перенесли в палату. В этот же день, к вечеру, Октябрьскую посетил член военного совета фронта Л.З. Мехлис. Он успокоил её, сказав, что экипаж здоров. А врачам сказал, чтобы Марию Васильевну готовили к отправке в Москву. Но состояние здоровья её все ухудшалось, все чаще наступали провалы в памяти, сильная головная боль, жар, бред. Когда же Мария Васильевна приходила в себя, то первый её вопрос был о своих ребятах. Большую радость принес майор Топок, приехавший вручить ей орден. Майор привез подарки и письма от ребят.
"Здравствуйте, наша мама Мария Васильевна! Желаем вам самого скорого выздоровления. Мы глубоко верим, что наша "Боевая Подруга" дойдет до Берлина. За ваше ранение мы будем беспощадно мстить врагу. Через час уходим в бой. Обнимаем вас все. Привет вам шлет наша "Боевая Подруга"."
По щеке Марии Васильевны скатилась слеза: "Передайте им, товарищ майор, что очень рада за них... и благодарна". Майор вручил Марии Васильевне за отвагу и героизм орден Отечественной Войны 1-й степени.
После его посещения никто у Марии Васильевны не бывал - врачи запретили свидания. К ночи состояние здоровья резко ухудшилось. Она уже не приходила в себя и на рассвете, 15 марта, Мария Васильевна Октябрьская умерла...
Похоронили М.В. Октябрьскую в Смоленском кремле, на берегу Днепра, рядом с героями Отечественной войны 1812 года.
Танк "Боевая подруга" оставался в строю до Победы. Новый экипаж сменил три сгоревшие машины и на четвертой дошел до Балтийского моря у Кенигсберга. На каждой новой машине в память о погибшей героине, танкисты четко выводили слова "Боевая подруга".
![](http://slavs.org.ua/img/articles/oktyabrskaya/02.jpg)
В память о ней Томская школа № 24 носит имя Героини, во дворе школы ей сооружен памятник, выполненный скульптором С.И. Данилиным, а в музее школы бережно хранятся немногочисленные реликвии и материалы об отважной женщине.
![](http://slavs.org.ua/img/articles/oktyabrskaya/09.jpg)
@темы:
65-летию Победы,
женщины Великой Отечественной,
Для памяти