
Тоня Меньшенина перед уходом на фронт. г. Троицк. 1941 г.
Меньшенина Антонина Филипповна родилась 6 июля 1922 г. на ст. Тайга Томской обл. Перед войной закончила среднюю школу в г. Воткинске и поступила в Свердловское театральное училище на артистическое отделение. В начале 1942 г. приезжает к родителям в г. Троицк Челябинской обл. Закончив курсы медсестер, 7 ноября 1942 г. прибывает на фронт с группой девушек-троичанок. Была санитаркой, снайпером, после ранения — санинструктором, затем парторгом стрелковой роты. Награждена двумя медалями «За отвагу», орденом Славы, орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно). Первую медаль «За отвагу» получила в июне 1943 г. за спасение жизни 20 раненых бойцов, которых вынесла с поля боя. Второй медалью «За отвагу» была награждена за уничтожение 9 фашистов в первом же бою после окончания ею краткосрочных курсов снайперов. В одном из боев получила сквозное ранение, но продолжала бой и уничтожила 7 фашистов. В январе 1944 г. вступила в ряды членов ВКП(б) и в первом же бою вынесла с поля боя 70 раненых товарищей с их оружием, за что была награждена орденом Славы. Погибла в июле 1944 г. в Гродненской обл. на территории Белоруссии. Посмертно награждена орденом Отечественной войны 2-й степени. читать дальше
ЗАЯВЛЕНИЕ КОМСОМОЛКИ А. Ф. МЕНЬШЕНИНОЙ СЕКРЕТАРЮ ТРОИЦКОГО ГОРКОМА ВЛКСМ ЛИТВИНЕНКО О ЗАЧИСЛЕНИИ ЕЕ ДОБРОВОЛЬЦЕМ В РЯДЫ РККА
10 октября 1942 г.
Прошу зачислить меня добровольцем в ряды РККА и дать возможность получить военную специальность. Если буду удостоена такого доверия, то постараюсь оправдать его, а когда понадобится, то с честью буду сражаться в передовых рядах лучших защитников моей Родины.
А. Меньшенина
ПИСЬМА ДОБРОВОЛЬЦА РККА АНТОНИНЫ МЕНЬШЕНИНОЙ ИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ РОДИТЕЛЯМ
7 ноября 1942 г.
Здравствуйте, дорогие мои папа, мама!
7 ноября, в день 25-й годовщины Великого Октября, прибыли на фронт. Зачислили меня санитаром в санроту. Бойцы с большой радостью, любовью, вниманием встретили нас. Мы
нужны на фронте. Я постараюсь оправдать высокое звание воина Красной Армии. Обо мне не беспокойтесь. Придет время, и вы увидите меня на сцене одного из театров Советского Союза.
Проезжая, видишь обгоревшие дома, полностью и дотла разрушенные и сожженные деревни и села. Там жили люди, наши советские люди, которые сейчас остались без крова, а многие погибли от рук фашистских извергов. Разве можно оставаться равнодушной и спокойной ко всему этому, что делает озверевшая орда головорезов? Нет, нет и нет! Надо мстить. Когда освою свою специальность и оружие, буду просить, чтобы меня отправили на передовую.
Милые мои, целую Вас и жду писем. Ваша Антонина.

Тоня Меньшенина (слева) с подругой Ниной Ремезовой. Осень 1943 г.
29 августа 1943 г.
Родной папа!
Сейчас нахожусь в санбате — немножко прихворнула. Представь себе такую неприятную вещь, как тело, покрытое фурункулами...
Милый папа! Почему ты очень редко пишешь мне? Почему совершенно не сообщаешь о своем здоровье, о том, как спорится у тебя работа! К тебе есть одна большая просьба. Посвяти одно письмо исключительно описанию всех дел и проказ Кларушки. Очень хочется знать, как развивается этот маленький «котенок». Ведь Кларушка — одна единственная моя родная сестренка! С каким удовольствием я бы сейчас с ней подурачилась, поговорила и поиграла в куклы. Глупое желание, да?
Крепкий поцелуй маме. Вот и все. Пиши мне чаще.
Целую, Антонина.
13 октября 1943 г.
Дорогие мои папа и мама!
Ночь с 15 на 16 октября была полна бурными переживаниями. Ходили в разведку боем за «языком». Ночью переправились через речку на тот берег, где находятся немцы, прошли минное поле, прорезали ходы через проволочное заграждение и вплотную подползли к немецким траншеям. Стоило только сделать один бросок, и наша группа была уже в траншее, но часто русская неосторожность мешает нам. Мы вынуждены были отойти, часть людей сумела переправиться на свой берег, а нам не удалось, т. к. немцы открыли по переправе минометный и ружейно-пулеметный обстрел. Пришлось залечь на его стороне, в деревне. Окопались около сожженного дома и так просидели до темноты.
Представьте себе картину... Вражеский обстрел, окоп около сожженного дома, приготовленные гранаты и черный котенок, забравшийся мне на шею, сладко, по-домашнему мурлыкает песенки. Это же идилия войны! (Если так можно выразиться).
Поверьте, любимые, что во время проведения операции я была абсолютно спокойна, но сегодняшний день — это день психологических переживаний, и нет слов, которые могли бы выразить это состояние и желание. Да и вы меня очень мало жалеете — совсем ничего не пишете два с половиной месяца.
Сегодня особенно тяжело, т. к. 17-е число - роковая дата, дата смерти любимого друга. Вот и все. Обо мне не беспокойтесь. Будьте живы и здоровы.
Целую крепко. Ваша Антонина.
@темы:
65-летию Победы,
женщины Великой Отечественной,
Для памяти