Прыжок из пламени Марины Долиной
hobMara
| понедельник, 12 апреля 2010
Мария Долина, заместитель командира эскадрильи, Герой Советского Союза. 125-й гвардейский авиационный женский полк.Участница Великой Отечественной войны. С Июля 1941 года в действующей армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу. Воевала на Южном, Донском, Северо - Кавказском, Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах.
К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка ( 4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии капитан М. И. Долина совершила 63 боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб. В 6 воздушных боях сбила в группе 3 истребителя противника.
К концу войны совершила 72 успешных ( зафиксированных фотосьёмкой ) боевых вылета. Во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов. 26 Июня 1944 года метким бомбовым ударом разрушила железнодорожное полотно на станции Орша, взорвала эшелон с боеприпасами. 28 Июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению противника в деревне Зембин помогла советским войскам форсировать Березину и освободить город Борисов.
18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.
После войны продолжила службу в ВВС, была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. С 1950 года - в запасе. Жила в городе Шауляй, затем в Риге, где окончила партшколу. Работала в Рижском горкоме партии Латвии и в ЦК КП Латвии до 1975 года. Была членом правления Республиканского общества дружбы "СССР - Франция", Комитета защиты мира, с 1975 года - почётный член полка "Нормандия - Неман".
С 1983 года жила в Киеве. Её именем были названы бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области, пионерская дружина в Омской области и многие пионерские отряды средних школ. Автор статьи - "Прыжок из пламени" ( в книге "В небе фронтовом" ).
Награждена орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Ушла из жизни совсем недавно - 3 марта 2010 года в Киеве. Марии Ивановне исполнилось 97 лет. Её похоронили на Байковом кладбище в Киеве. В последний путь Героя Советского Союза Марию Долину провожали также военнослужащие Отдельного полка Президента Украины.читать дальше
Мария Долина родилась в деревне Шаровка, ныне Полтавского района Омской области, в семье крестьянина - переселенца из Украины. В 1932 году, из - за инвалидности отца ( он в войну лишился ноги ) семья Долиных переехала в Украину, в село Михайловку Запорожской области. В семье Долиных было 10 детей. Маша - старшая. По окончании 8 классов средней школы села Михайловка, Мария была вынуждена устроиться на работу. Паралельно с работой занималась в Михайловской планерной школе - филиале Мелитопольского аэроклуба, которую окончила с отличием. В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Для того чтобы поступить в неё, Долина прибавила к своему возрасту лишних 2 года ( с тех пор во всех официальных документах указывался 1920 год в качестве её года рождения ). Работала лётчиком - инструктором Днепропетровского, затем Николаевского аэроклубов Осоавиахима. Окончила экстерном среднюю школу в городе Днепропетровск.
В 1941 году добровольцем вступила в Красную Армию. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Воевала в составе 587-го ( позднее ставшего 125-м Гвардейским ) бомбардировочного авиационного полка. Летала на пикирующем бомбардировщике Пе-2 ( штурманом её экипажа была Галина Джунковская ). Первый боевой вылет совершила под Сталинградом. Затем воевала в небе Северного Кавказа, Кубани и Курска, участвовала в освобождении Белоруссии и Прибалтики.
2 Июня 1943 года экипажу Долиной была поставлена задача уничтожить цель близ станицы Крымская на Кубани. Ещё на подходе к цели осколок зенитного снаряда угодил в левый мотор самолёта. "Пешка" Долиной не поспевала за остальными. Успешно отбомбив, экипаж на обратном пути оказался без истребительного прикрытия и был атакован группой из 2 немецких истребителей FW-190 и 4 Me-109. Экипажу Долиной удалось подбить один FW-190 и один Me-109. Но и советский самолёт начал гореть.
Командир Мария Долина (слева) и штурман Галина Джунковская
Пока летели над вражеской территорией, экипаж не мог покинуть горящий самолёт. Спасло то, что штурман Галина Джунковская надела на Марию Долину очки, благодаря этому у лётчицы от огня уцелели глаза. Долина сумела чудом посадить машину в 2-х километрах от линии фронта. Из горящего Пе-2 лётчиц вытащил, будучи раненым, стрелок - радист Иван Соленов. Едва успели отбежать, как самолёт через несколько мгновений взорвался...
Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско - Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша.
Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. Всего же, за период Великой Отечественной войны, летчицами полка было совершено 1134 боевых вылета и сброшено на врага 980 тонн бомб. За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм полк награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени.
"2 Июня 1943 года мы получили приказ на выполнение очередного боевого задания. Взлетели звеньями, в воздухе собрались в девятку и пошли к аэродрому истребителей. Они быстро взлетели и заняли свои места, сопровождая нас к цели.
Облачность покрывала почти всё небо. Это мешало наблюдению. Приближение к цели мы заметили по возрастающей силе зенитного огня. Наконец, перед нами - сплошная огненная завеса. Снаряды рвутся то впереди, то по сторонам. Маневрировать в плотном строю очень трудно, поэтому мы увеличили интервалы между самолётами и по сигналам штурмана и стрелка - радиста, непрерывно следящих за воздухом, сновали вверх - вниз, вправо - влево, сбивая новодку пристреливающихся зенитчиков противника. Снаряды рвались так близко, что самолёт часто вздрагивал, а осколки горохом рассыпались по плоскостям...
Я вела в девятке левое звено. Перед самой целью мотор стал давать перебои. Машину резко потянуло в сторону. Мы начали отставать. Ведомые Тоня Скобликова и Маша Кириллова, заметив, что наш самолёт подбит, тоже снизили скорость, прикрывая нас.
До цели оставались считанные минуты. Зенитки били по - прежнему кучно, но для выполнения задания в эти кажущиеся вечностью минуты важно забыть о том, что вокруг бушует огонь, собрать вся силу воли и хладнокровно, чётко выдерживать заданную штурманом высоту, направление и скорость полёта.
Короткая команда - и бомбы сброшены. Облегчённый самолёт лёгким толчком подбрасывает кверху. Теперь вторая задача - сохранить экипаж и машину. Зенитки противника неожиданно затихают. И тут же радист докладывает о приближении "Мессеров". А прикрывающих нас истребителей нет - они завязали воздушный бой с первой группой "Мессеров" и скрылись в облаках.
Немцы прежде всего стараются нарушить наш строй, зная, что легче сбит одиночный самолёт. А мы, прижавшись крылом к крылу, прикрываем друг друга огнём пулемётов. Стрелки - радисты и штурманы отбивают одну атаку за другой. Бой идёт жаркий. Вот уже горит на моём самолёте мотор. Повреждён самолёт Тони Скобликовой, за ним тянется белая струя.
В разгаре боя кончаются патроны, пулемёт штурмана умолкает, я иду со снижением. Один "Мессер" нагнал нас и подошёл слева вплотную. Отчётливо видно лицо пилота. Он поднял руку и сначала показал один, потом два пальца. Я не поняла его. Только потом мне объяснили, что это был вопрос - "Как тебя сбить: за один заход или за два ?"
Тут же я ощутила удар по самолёту. Загорелся второй мотор. Снова атака. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. К нашему удивлению, эффект получился неплохой. Противник был ошеломлён "новым огневым средством" и уже не решался больше к нам подходить вплотную. Ещё несколько выстрелов, и истребители противника отстали.
Мария Долина
...Внизу под нами течёт Кубань. Это линия фронта. Лишь бы её перетянуть. А самолёт, словно пылающий факел, - пламенем объяты оба мотора. Даю команду штурману и стрелку - радисту покинуть самолёт. Ваня Солёнов отвечает: "Тяни, командир, дотянем. А если погибать, то всем вместе !".
Самолёт быстро теряет высоту. Земля... Сели на фюзеляж. Но выйти со штурманом не можем - заклинило выходной люк. Выручает Ваня. Несмотря на ранение, он, собрав последние силы, отбивает люк. Едва мы успели отбежать на несколько десятков шагов, как самолёт взорвался - столб пламени и дыма взметнулся в небо.
Нас подобрали зенитчики и отвезли в станицу Славянскую, в медсанбат. Здесь мы встретились с экипажем Тони Скобликовой, которая, как выяснилось, произвела вынужденную посадку на одном из прифронтовых аэродромов".
(из воспоминаний М.И. Долиной)
Трудное воздушное сражение 9 бомбардировщиков с 8 немецкими истребителями окончилось победой. Не потеряв ни одного экипажа, девушки выполнили боевое задание и сбили 4 истребителя, потеряв лишь одну свою машину. Этот бой вошёл в историю Великой Отечественной войны как образец мужества и отваги советских лётчиц. На примере этого сражения учились лётчики многих бомбардировочных полков, воевавшие на всех фронтах.